- СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
- , показатель, отражающий (в денежном выражении) совокупные затраты предприятия или объединения на произ-во и реализацию продукции; часть стоимости продукции, включающая затраты на потреблённые средства произ-ва и на оплату труда. С. п. — важнейший обобщающий показатель эффективности хозрасчётной деятельности предприятия. Отношением чистого дохода (прибыли) к С. п. определяют рентабельность произ-ва. В практике планирования исчисляют себестоимость всей продукции (по экономич. элементам затрат) и единицы продукции (по калькуляц. статьям расходов). С. п. может быть общественной (отраслевой), отражающей затраты на произ-во определ. вида продукции в масштабе отрасли, и индивидуальной — в рамках конкретного предприятия. Различают С. п. плановую и отчётную (фактическую). В с.-х. предприятиях (объединениях) на основе калькуляции определяют С. п. раст-ва и жив-ва, а также исчисляют общий уровень затрат по отд. видам работ. К типовой номенклатуре статей затрат относят: осн. и доп. заработную плату с отчислениями на социальное страхование (в совхозах), оплату труда с отчислениями в централизов. союзный фонд социального обеспечения (в колхозах); амортизацию; текущий ремонт; общепроизводств. и общехоз. расходы. В С. п. раст-ва также включают затраты на семена и посадочный материал, горючее и смазочные материалы; жив-ва — стоимость кормов, водо- а электроснабжения.
Осн. факторы снижения С. п. с. х-ва — опережающий рост производительности труда по сравнению с его оплатой и усиление режима экономии. Благодаря это-
му увеличиваются внутрихоз. источники накоплений, ускоряются темпы расширенного воспроиз-ва, совершенствуются производит. силы.
Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор: В. К. Месяц. 1989.